суббота, 21 апреля 2012 г.

Способы эффективной коммуникации

Доброго времени суток, друзья.

Сегодня я хочу поделиться с вами методом, который мне открыли мои друзья – практикующие психологи, Паша и Маша.

«Я и Ты-сообщения» - как способ эффективной коммуникации для разрешения проблем в общении.
Очень часто в нашей жизни бывает такой момент: мы обращаемся к человеку, а он нас не воспринимает, как бы не слышит;  и мы стараемся повторить одно и тоже несколько раз, а то и раздражаемся;  или получаем раздражение в ответ на якобы справедливые, например, с нашей стороны, слова и тем более не желаем что-либо выполнять по просьбе.
И не важно, кто с кем общается: партнеры по бизнесу, супруги между собой, родители с детьми, просто знакомые или друзья.
 
А происходит это потому, что подчас мы не знаем законов и правил коммуникации. Не из-за того ЧТО конкретно мы хотим сказать или ДЛЯ ЧЕГО мы это делаем! Проблема может заключаться в том, КАК мы это делаем! Одну и ту же мысль можно по-разному произносить – и реакция будет разной.

Существует две формы обращения к другому человеку: «Ты-сообщение» и «Я-сообщение».



Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы партнер Вас услышал, поможет использование «Я-сообщений».

Любое недовольство, которое мы обычно выражаем через Ты-сообщение, можно преподнести человеку по-другому, воспользовавшись техникой Я-сообщений. Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:

1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает Вас в поведении другого человека. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».

2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на Вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

4. В завершающей части фразы надо сообщить о Вашем желании, то есть о том, какое поведение Вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у Вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

В результате вместо обвинения «Ты опять опоздала» мы получаем фразу вроде «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

Ты-сообщение «Ты постоянно поступаешь по-своему» можно заменить на Я-сообщение «Когда ты делаешь все по-своему, я расстраиваюсь, потому что думаю, что для тебя не важно мое мнение. Я была бы рада, если бы мы вместе решали, как поступить».

А ведь каждое «Ты-сообщение», по-сути,  содержит выпад, критику или просто обвинение человека, и, естественно, вызывает соответствующую реакцию человека: от обиды и защиты себя, до ответных нападок и дерзости.

«Я-сообщение»  является более эффективным способом коммуникации, сохраняет благоприятные взаимоотношения между людьми. В «Я-сообщении» используются слова: я, у меня, мне.
Главная цель «Я-сообщения» - не заставлять кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребноси; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.

Начните применять в общении «Я-сообщение» и Вы почувствуете, как изменится атмосфера, как потеплеют Ваши отношения. Вы уведите разницу в общении между Вами и Вашими бизнес-партнерами и то, как легко будет донести им Вашу информацию – они ее услышат.
Да, нужно начинать с себя! Займитесь, наконец, собой! И люди, как говориться, к Вам потянутся не только руками!
"Вы не должны гнаться за успехом, Вы должны сделать себя такой личностью, чтобы он сам преследовал Вас. Главный ключ к Вашему будущему - это Вы сами; это не экономика, не успех на рынке, не правительство или налоги"  Джим Рон
 

Ваш проводник к Успеху,









Вместе с этим читают:
·         Журнал Успеха


ВНИМАНИЕ!!!!      ВНИМАНИЕ!!!!     ВНИМАНИЕ!!!!

МОЙ БИЗНЕС БЛОГ ПЕРЕЕХАЛ: www.khmara-nataliya.com
Мой проект: www.mehanizmuspeha.ru
 

9 комментариев:

  1. Отлично, Наталия. Я начну использовать Я-сообщения...позже поделюсь результатом

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересный пост, Наталья, профессиональный. Ведь известно, что между тем, что человек говорит и тем, что слышит собеседник - огромная пропасть. Использование такой техники поможет избежать многих неприятностей и улучшить взаимоотношения и в жизни, и в бизнесе.

    ОтветитьУдалить
  3. Важное напоминание, для всех... Даже, если вы не являетесь инициатором в диалоге, а получили "ТЫ-СООБЩЕНИЕ", то всегда можно откорректировать его ответом в форме "Я-сообщения". Всегда так поступаю. Дипломатично как-то получается и эффективно!

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья, очень полезный пост! Нужно только начать практиковаться, когда читаешь кажется все понятно и просто, а в нужное время не всегда сориентируешься. Спасибо за полезный пост!

    ОтветитьУдалить
  5. Наташа, очень хорошая статья! Мне хочется еще сказать, что Я-сообщение- совсем не простая задача. Во-первых, людям сложно говорить о своих чувствах, во -вторых, люди привыкли делать перенос на другого человека, вместо Я говорить ТЫ. Поэтому, посылать Я сообщение- это тоже умение и постоянная работа над собой. очень просто скатиться на ТЫ, по привычке..
    Спасибо за статью!

    ОтветитьУдалить
  6. Анастасия4/26/2012

    Наталья, отличная статья, обязательно буду применять такой вид общения!

    ОтветитьУдалить
  7. На самом деле общение в этом стиле Я-позиция требует от человека только одного - честности и искренности: можно учить себя правилам "Хорошего тона", а еще ценнее воспитать в себе целостную личность - овладеть высшими качествами личности, тогда отпадает необходимость соблюдать очень многие придуманные правила.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, Высшие качества Личности, мы конечно достигнем. Все стремящиеся к этому люди идут. Когда человек достигает этих качеств, т.е. ВЫСШИХ, это называется "Святость" (см. Добротолюбие, ТТ 1-12). Я, думаю, что сразу, живя в мире и действуя, неся свет, радость и помощь в решении проблем других, мы эти качества и проявляем. Отцы церкви Стяжали "Святой дух" в кельи и то, не считали, что достигли. Поэтому, мы стремимся к этому, делаем все для воспитания Высших качеств. А сейчас мы просто живем, и дарим людям помощь. Это уже дорого стоит. Поэтому, только конкретные дела показывают идешь ли ты к этим Высшим качествам или нет. И только в действии полезном, эти качества оттачиваются

      Удалить
  8. Да, согласна с этим полностью. Всегда приятнее услышать договор, а не приговор. "Ты должен" - это приговор, "Давай" - это договор. Нужно договариваться. Мне не раз приходилось таким образом улаживать разногласия между моими сыновьями - подростками. Двое маличишек постоянно спорят и, бывает, дерутся, отстаивая своё мнение. Вот пока спорят, я терплю. А как в ход пошли кулаки, приходится выпускать миротворца. Прихожу, сажусь в их комнате и начинаю говорить о СВОИХ чувствах, когда вижу, как бьют моего ребенка. Говорю о том, что мне больно, обидно. И предлагаю договориться мирным путем...... Получается! Они успокаиваются и даже наоборот, меня начинают оба уговаривать, чтобы я не переживала, что всё хорошо и т.д.
    Хорошая статья, Наташа, спасибо! Думаю, что многим принесет пользу этот совет.

    ОтветитьУдалить